Воскресенье, 26 Октября 2014 г. 01:01
Фото:
foto.rg.ru
Для просмотра видеоматериала по этой теме можно выделив ссылку и перейти по адресу:
https://youtu.be/_gxmcfeNDwM



В 2008 года инфраструктура полярной станции была обновлена, в составе нового городка для пограничников были построены административно-жилой корпус площадью 5000 м², гараж, энергоблок, склад ГСМ, необходимые строения водопровода и канализационной системы.

Илья Павлович Мазурук (7 [20] июля 1906—2 января 1989) — советский полярный лётчик, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации.
Во время Великой Отечественной войны в ста километрах в западной части острова Земля Александры действовала немецкая метеостанция, названная «Кладоискатель», а также база отстоя и дозаправки подводных лодок. Метеостанция была открыта в рамках проекта, закодированного фашистами под названием «Вундерланд» («Страна чудес»), в 1943 году и проработала вплоть до июля 1944 года. Остатки этой базы обнаружил в 1947 году полярный летчик Илья Павлович Мазурук, подыскивая на острове место для арктической авиабазы. Радиометеостанция размещалась в капитальных домах-блиндажах с двойными стенами, плексигласовыми окнами, с замаскированными под снег белыми крышами.
Одноименная авиабаза «Нагурская» была организована в 1947 году. Первым ее начальником стал летчик Курочкин.
В 1951 году во время облета Земли Александры группа советских полярных летчиков с участием штурмана Аккуратова обнаружила у берега на фоне каменистой оттаявшей тундры белое яркое пятно прямоугольной формы, которое оказалось крышей землянки, покрашенной белой краской. Как стало известно из документов, обнаруженных в землянке, на остров была высажена метеорологическая группа из 10 человек под руководством лейтенанта А. Макуса и научного руководителя В. Дресса. Экспедиция начала свою работу 15 октября 1943 года. В штате группы имелся и профессиональный охотник – Вернер Бланкенбург, который подстрелил крупного белого медведя. Весь персонал станции, отравившись медвежьим мясом, заболел трихинеллёзом, и был эвакуирован на самолете Фокке-Вульф FW 200.
В 1981 году была введена в строй пограничная застава «Нагурское».
19 апреля 1991 года была закрыта метеостанция на Земле Александры, морская гидрометеорологическая станция была закрыта в 1997 году.
12 октября 2004 года на Земле Александры установили памятную доску «в знак того, что здесь, на «Нагурской», Земля Франца-Иосифа, будет создана первая российская база, с которой начинается освоение Арктики в XXI веке». В 2006 году из Архангельска на остров Александры транспортными кораблями было доставлено 200 тонн стройматериалов и 24 единицы техники. К 2008 году был открыт новый административно-жилой комплекс в Нагурском.
12 сентября 2008 года в Нагурском прошло выездное заседание Совета безопасности РФ. Оно было посвящено «вопросам наращивания присутствия России в Арктике».
В апреле 2013 года на Нагурском был установлен автоматический метеорологический комплекс.
По планам Минобороны аэродром в Нагурском должен быть модернизирован в 2014 году. В будущем на островах архипелага Земли Франца-Иосифа, как и во времена СССР, могут базироваться радиотехнические и специальные подразделения сил ПВО и ВВС, а также береговые воинские части, обслуживающие корабли и подлодки ВМФ страны.
С 2012 года ведутся работы по очистке Арктики. В 2014 году с четырех островов архипелага Земля Франца-Иосифа планируется вывезти около 8 тысяч тонн мусора, в частности ветхие здания и постройки, которые давно непригодны для жилья, брошенную технику, металлолом, бытовые и промышленные отходы и прочее.
Полёты на Нагурскую считались одними из самых трудоёмких в Полярной авиации. В книге Кравченко Е. Д. и Карпия В. М. «С Антарктидой — только на «Вы» описано, что взлётно-посадочная полоса аэродрома начиналась на берегу, шла по узкой каменной гряде, очень напоминающей ствол дерева, за что и получила у летчиков прозвище «бревно». Взлётно-посадочная полоса «Нагурской» имела изгиб посередине.
Сложности с посадкой и взлётом на Нагурской были и летом, и зимой: так, летом по обеим сторонам полосы оттаивала земля и открывался песок-зыбун, зимой снег по обе стороны «бревна» укатывали, но полностью выровнять склоны не удавалось, и существовал риск, что самолёт снесет под уклон. При этом взлетать и садиться на «Нагурскую» можно было только со стороны моря, поскольку другой конец полосы почти упирался в высокие ледники, с пиков и вершин которых, не стихая, срывался сильный резкий ветер.
Полёты на авиабазу Нагурская совершались на Ил-14, Ил-18, Ан-26, Ан-72.
Летом взлетная полоса «раскисает», поэтому аэродром на острове Земля Александры работает только зимой, которая здесь длится около 10 месяцев.













