Глава 10
ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ В ПЕРИОД «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»
(1946—1953)
Послевоенный период стал заметной вехой в истории советских пограничных войск. Он был неразрывно связан с именем И.В. Сталина и идеологией авторитарного государства. Своеобразие его определялось принципиально новой геополитической обстановкой, сложившейся в Европе и мире после второй мировой войны.
Под влиянием целого ряда новых факторов, главным из которых стало образование мирового социалистического лагеря, руководство страны продолжало совершенствовать пограничные войска. Быстрый отход СССР и Запада с союзнических позиций и начало «холодной войны» предопределили основную тенденцию развития советской пограничной политики — усиление охраны государственных границ.
10.1. ОБСТАНОВКА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ
Советский Союз вышел из второй мировой войны с огромными людскими и материальными потерями. Война отняла более 25 млн. жизней. Захватчики полностью или частично разрушили и сожгли 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел и деревень, свыше 6 млн. зданий, лишив крова 25 млн. человек, разрушили около 32 тыс. крупных и средних промышленных предприятий и 65 тыс. км железнодорожных путей. Значительный ущерб был нанесен сельскому хозяйству. В стоимостном выражении его размеры составили более 580 млрд. руб., то есть около 30 процентов всего национального богатства страны.
Прямые материальные потери СССР в результате войны были не единственной проблемой после ее окончания. Насущной являлась необходимость перевода всей национальной экономики на мирное 422 положение. Срочного сокращения требовала армия военного времени.
Для Советского Союза важным итогом мировой войны стало то, что он распространил свое влияние практически на все страны Восточной Европы. Там, где к июню 1945 г. размещались гарнизоны советских оккупационных войск, начался процесс формирования новых государственных режимов. При проведении выборов в этих странах делалось все, чтобы создать для левых партий и движений «режим наибольшего благоприятствования». Выполнение этой задачи облегчалось нахождением в руках советской военной администрации всех рычагов государственного управления — контроля над финансовой сферой, органами правосудия, разрешительной системой и т.д.
В выпущенной в 1949 г. отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) к семидесятилетию И.В. Сталина брошюре констатировалось: «Историческая обстановка нашего времени коренным образом отличается от обстановки, в которой подготовлялись первая и вторая мировые войны. Впервые в истории человечества возник организованный фронт мира, ставящий задачу — спасти человечество от новой мировой войны, разоблачить и изолировать кровавую шайку поджигателей войны, обеспечить мирное сотрудничество народов».
Под «организованным фронтом мира» в официальных документах понимался мировой социалистический лагерь, образовавшийся после появления на карте планеты стран народной демократии. Главным действующим лицом в нем выступал СССР, взявший на себя роль «старшего брата». Распространенным был тезис о том, что «молодые демократии» учатся коммунизму по трудам Ленина— Сталина. Особо отмечался переход на путь создания режима народной демократии Китая, что являлось «подтверждением мудрого предвидения товарища Сталина».
Сравнение сложившейся в послевоенный период международной обстановки с ситуацией преддверия мировых войн было закономерным. К 1949 г. бывшие союзники оказались по разные стороны баррикад. Только расклад сил был уже иным. СССР, значительно повысивший свой авторитет за годы войны против фашизма, имел теперь весьма прочные позиции. Его стремительно возросшему влиянию на мировые дела и расширению социалистического лагеря Запад, прежде всего США, противопоставил ужесточение своего внешнеполитического курса. Колоссальное противостояние двух общественно-политических систем, двух блоков поставило мир на грань новой катастрофы. Начался период международных отношений, получивший название «холодной войны». Обстановка осложнялась появлением принципиально новых видов оружия массового уничтожения, основанных на высвобождении атомной энергии. Естественно, все это прямо отражалось на внутренней и внешней политике участников противостояния, в том числе и на их пограничной политике.
Одним из важных для СССР итогов второй мировой войны, наряду с появлением своеобразного «буфера» в лице стран народной демократии между Западом и Советским Союзом, стало расширение его территории. Изучение документов показывает, что урегулирование территориальных вопросов и согласование принципов функционирования системы охраны границ с сопредельными государствами в рассматриваемый период предпринимались Советским Союзом в строгом договорном порядке. При этом договоры и иные документы были в основном трех типов — о решении территориальных вопросов, о дружбе и сотрудничестве и о режиме государственной границы. Так, еще в сентябре 1944 г. в Москве было подписано соглашение о перемирии между СССР и Соединенным королевством Великобритании и Северной Ирландии, с одной стороны, и Финляндией — с другой, в котором оговаривалась передача Советскому Союзу финляндской области Петсамо (Печенга). В октябре 1945 г. был составлен и утвержден протокол, содержавший описание линии государственной границы на этом участке.
Следует отметить, что установление добрососедских отношений с Финляндией стало одним из стержней советской внешней политики.
3 февраля 1947 г. был подписан советско-финляндский договор, в соответствии с которым Финляндия уступила СССР территорию в 176 км2 в районе гидроэлектростанции Яноскоски и регулируемой плотины Нискакоски на р. Паатсо-Йоки с находящимися на этой территории зданиями и сооружениями. За эту территорию, включая стоимость находящихся на ней зданий и сооружений, Советский Союз обязался выплатить Финляндии 700 млн. финских марок. К исходу 1947 г. советско-финляндская граница была редемаркирована путем проверки и восстановления пограничных знаков на местности. В целом она была восстановлена по линии 1940 г., за исключением участков, отошедших к СССР.
В 1946 г. Советский Союз заключил соглашение с Норвегией, которое предусматривало полное восстановление всей советско-норвежской границы. С августа 1946 г. по декабрь 1947 г. была проведена ее демаркация и редемаркация. Итоги этой работы были закреплены подписанием 18 декабря 1947 г. в Москве соответствующих документов. В октябре 1950 г. Президиум Верховного Совета СССР ратифицировал договор между Советским Союзом и Норвегией о режиме границы и о порядке урегулирования пограничных конфликтов и инцидентов.
Ряд особенностей имело установление границ со странами народной демократии. Официальной линией здесь являлось взаимовыгодное урегулирование всех пограничных вопросов. Прежде всего это касалось Польши. Крымская конференция руководителей трех великих держав — СССР, США и Великобритании, прошедшая в феврале 1945 г. в Ялте, определила, что восточные границы Польши должны пройти вдоль линии Керзона с отступлением от нее в некоторых районах до 8 км в пользу Польши. Несмотря на это решение, договор о границе между СССР и Польшей, подписанный 16 августа 1945 г. в Москве, сохраняя в целом границу в пределах линии Керзона, подразумевал отклонение от нее на ряде участков уже до 30 км в пользу Польши.
По взаимной договоренности население, проживавшее в районах изменения границы, могло само выбирать гражданство. СССР пошел также на удовлетворение просьбы правительства ПНР об обмене отдельными участками территории. Вызвано это было желанием Польши, нуждавшейся в нефти, получить у Советского Союза нефтеносные районы к западу от Дрогобужа. Договор об обмене: участками государственной территории вступил в силу 31 мая 1951 г. При этом Советский Союз отказывался от каких-либо компенсаций не только за нефть, но и за расходы, связанные с перенесением границы.
Советско-польский договор 1945 г. не предусматривал демаркации границы в районе Закарпатской области. Договор о ее демаркации был подписан в Варшаве 2 апреля 1946 г. Итоги работы по демаркации, проведенной в 1946—1947 гг., были утверждены протоколом-описанием 30 апреля 1947 г.
В мае 1948 г. войска частей Белорусского и Украинского пограничных округов вышли в новые пункты дислокации на демаркированную советско-польскую границу. Следующим после демаркации шагом стало заключение СССР договора с Польшей о режиме советско-польской границы, ратифицированного Президиумом Верховного Совета СССР 20 января 1949 г.
Установление советско-чехословацкой границы было связано с решением вопроса о Закарпатской Украине, воссоединенной с Украинской ССР. 29 июня 1945 г. в Москве СССР и Чехословакия подписали договор, в соответствии с которым с ноября 1945 г. по апрель 1946 г. была установлена линия границы между двумя странами.
Итоги демаркации были зафиксированы в протоколе-описании, подписанном 8 мая 1946 г. в Ужгороде. Заключение договора с Чехословакией ставило вопрос о необходимости урегулирования пограничных отношений и с Венгрией.
С 1944 г. советско-венгерская граница фактически проходила по линии старой чехословацко-венгерской границы. Для решения территориальных проблем в соответствии со специальным постановлением Совета Министров СССР и на основании мирного договора с Венгрией от 10 февраля 1947 г. была образована смешанная советско-венгерская комиссия по демаркации государственной границы. Работа комиссии началась в сентябре 1948 г. и завершилась 30 июля 1949 г. подписанием итоговых документов13. В январе 1949 г. на вновь демаркированные участки границы СССР и Венгрии вышли войска Закарпатского пограничного округа.
24 февраля 1950 г. Советский Союз подписал с Венгерской Народной Республикой договор о режиме советско-венгерской государственной границы, а также конвенцию о порядке урегулирования пограничных конфликтов и инцидентов. Одновременно были достигнуты соглашения по режиму водного участка границы по р. Тиссе.
Венгрии, Польше и Чехословакии предстояло решить непростой вопрос — разделить не только территорию, но и население, на ней проживавшее. В Литве, Белоруссии, Молдавии и на Украине насчитывалось около 11 тыс. семей, чьи близкие родственники жили в Польше, Румынии, Чехословакии и Венгрии. Поэтому договоры о режиме государственной границы с ПНР, ВНР и ЧССР имели пункты, содержащие правила упрощенного перехода границы жителями пограничных местностей этих стран по пропускам, выдаваемым представителями обеих сторон. Во многом решению этих вопросов должны были способствовать регулярные встречи пограничных представителей дружественных стран.
Аналогичным образом территориальные вопросы решались и с Румынией. 4 февраля 1948 г. был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Румынской Народной Республикой, который послужил основой для демаркации советско-румынской границы. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР она была проведена в октябре—декабре 1948 г. Результатом демаркации стало подписание 27 сентября 1949 Г- итоговых документов, определивших линию прохождения границы .
К значительным территориальным изменениям западного участка советской границы привело присоединение к СССР части территории Восточной Пруссии с ее столицей — г. Кёнигсбергом. Передача этой территории Советскому Союзу была оговорена Потсдамским соглашением от 2 августа 1945 г. и явилась международно признанной акцией. Две трети территории Восточной Пруссии было передано Польше, одну треть составила образованная 7 апреля 1946 г. Кёнигсбергская (с 4 июня 1946 г. Калининградская) область РСФСР17. Присоединение Восточной Пруссии потребовало дополнительных усилий по оформлению и обеспечению границ, так как коренное население в соответствии с решением Московской сессии министров иностранных дел четырех держав — СССР, США, Великобритании и Франции, проходившей в марте 1947 г., подлежало выселению в Германию и предстоял процесс заселения вновь приобретенных земель выходцами из внутренних областей СССР.
Еще одним государством, строившим народную демократию по соседству с Советским Союзом, была Монгольская Народная Республика. 27 февраля 1946 г. между ней и Советским Союзом был подписан Договор о дружбе и взаимной помощи. Он создал основу для оформления соответствующих пограничных отношений. Протяженность установленной советско-монгольской границы составила почти 3,5 тыс. км.
Усиление позиций СССР на восточном направлении было связано с образованием в октябре 1949 г. Китайской Народной Республики. Следует отметить, что в этом была определенная заслуга советских пограничников-дальневосточников, неоднократно оказывавших помощь Народно-освободительной армии Китая.
Образование на востоке дружественного государства — КНР — позволяло Советскому Союзу отказаться от использования КВЖД, Порт-Артура и Дальнего. На основании специального соглашения, подписанного 14 февраля 1950 г., СССР отказывался от них в пользу Китая. В 1950—1951 гг. в результате советско-китайских переговоров был выработан режим использования пограничных участков рек.
Рост сотрудничества СССР и КНР в области внутреннего строительства и совместного противодействия Западу вызвал резкое обострение обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где США и их союзники развернули военные приготовления, стремясь максимально укрепить свои позиции. Усиливавшееся противостояние послужило одним из детонаторов корейской войны, начавшейся в 1950 г. Война между Севером и Югом Кореи стала конфликтом мирового масштаба после введения на Корейский полуостров с санкции Совета Безопасности войск ООН.
Ситуация на Дальнем Востоке была непростой и еще по одной причине. К СССР после войны на основании Потсдамского соглашения были присоединены Курильские острова и Южный Сахалин, ранее удерживаемые Японией. Принятый режим охраны государственной границы распространился на Чукотский полуостров и острова Берингова пролива. Уже в январе 1946 г. указанные территории были взяты под охрану пограничными войсками. Говоря о стратегическом значении принятых мер, Сталин заявил, что «отныне Курильские острова будут служить не средством отрыва Советского Союза от океана и базой японского нападения на наш Дальний Восток, а средством прямой связи Советского Союза с океаном и базой обороны нашей страны от японской агрессии».
Важным обстоятельством, определявшим сущность и содержание послевоенной пограничной политики СССР, стало то, что к 1950 г. Советский Союз граничил на протяжении 13 687 км со странами, которые также строили социализм. Кроме того, было достигнуто состояние «границы добрых соседей» с Финляндией, Афганистаном, с которым еще в июле 1946 г. было заключено соглашение об уточнении линии границы.
Наиболее напряженной в этот период была граница СССР с Норвегией, Турцией и Ираном, которые использовались нашими противниками для прямого воздействия на Советский Союз.
В 1949 г. по инициативе США была создана Организация Североатлантического договора (НАТО), которая в своей практической деятельности оказалась весьма далекой от уставных целей. Этому, впрочем, в немалой степени способствовала политика СССР, направленная на создание мирового социалистического лагеря.
К 1950 г. США уже имели в различных районах земного шара более 300 военных баз, что расценивалось руководством СССР как прямая угроза национальной безопасности. Появление у Советского Союза атомной, а затем и водородной бомбы углубило противостояние и резко форсировало гонку вооружений.
В создавшихся условиях СССР предпринимал усилия для повышения как собственного военного потенциала, так и потенциала своих союзников. Важную роль при этом играла пограничная политика, направленная на установление жесткого политического контроля на границах.
Одним из приоритетных направлений пограничной политики СССР в 1946—1953 гг. была непосредственная помощь союзникам по социалистическому лагерю в создании и укреплении их пограничной охраны. Проводя эту политику, СССР окружал себя как бы вторым кольцом границ.
Еще на последнем этапе войны советские пограничные войска принимали под охрану границы ряда восточноевропейских государств — Польши, Румынии, Венгрии, Югославии и др. Так, например, в марте 1945 г. по просьбе правительства Польши был взят под охрану 420-километровый участок польско-чехословацкой границы. Для этого был сформирован специальный Юго-Западный округ пограничных войск НКВД СССР в составе пяти пограничных отрядов и отдельной маневренной группы общей численностью 9693 человека. В конце апреля 1945 г. они уже вышли на границу. Управление войск округа дислоцировалось в городе Кракове. Войска возвратились на советскую территорию только после сформирования в июле — сентябре 1945 г. Польшей собственной пограничной охраны.
В марте 1946 г. части венгерской армии, охранявшие границу, были подчинены Отдельному командованию пограничных войск. 27 августа 1946 г. по предложению Г. Димитрова Народное собрание Болгарии приняло закон об образовании пограничных войск с подчинением их военному ведомству.
До создания государственных органов Восточной Германии ее границу также охраняли советские пограничники, которые одновременно боролись против бандитизма, несанкционированного перехода населения в западные зоны оккупации.
Наши советники работали в войсках большинства стран народной демократии вплоть до 1950 г. Вместе с тем советские военно-учебные заведения стали готовить специалистов для пограничных войск этих государств. Главное внимание обращалось на учебу командно-руководящего состава. Боевой опыт приобретался в совместной борьбе с разведывательно-диверсионными группами и бандами, которых хватало в послевоенной Восточной Европе.
Внешняя политика Советского Союза полностью исключала какой-либо пересмотр установившихся после войны границ в Европе. Характерны в этом смысле были слова министра иностранных дел СССР А.А. Громыко, произнесенные им на XXIII съезде КПСС в 1966 г.: «.. .ни один пограничный столб на европейской земле не нуждается в благословении тех, кому не нравятся результаты войны. Вопрос о границах в Европе решен окончательно и бесповоротно. Государственные рубежи наших друзей и союзников на таком же прочном замке, что и наши собственные рубежи». Этими словами СССР ставил точку под вопросом послевоенного устройства границ. Государственная граница Советского Союза по состоянию на 1 января 1946 г. имела протяженность 503 316,2 км, из них сухопутный участок (в том числе речной и озерный) — 20 220,3 км и морской — 301 10,9 км.
Обстановка на границах СССР в рассматриваемый период, несмотря на образование и усиление братских советскому режимов власти на территории большинства сопредельных государств, не была простой. Активизация «холодной войны», интенсивное наращивание усилий по дестабилизации внутриполитического положения СССР, предпринятые США и их союзниками, сопрягались с инициированием противогосударственных действий националистических движений в целом ряде регионов.
Вооруженные выступления против Советской власти предпринимались прежде всего на тех территориях, которые вошли в состав СССР перед и после войны — в Прибалтике, Западной Украине, пограничных с Польшей районах Белоруссии. Поддержка националистических формирований осуществлялась с территории Швеции, Норвегии и непродолжительное время Финляндии. Кроме того, широко использовались территории Чехословакии и Польши, где после войны остались базы «Армии Крайовой».
Деятельность военных формирований, провозгласивших главным своим лозунгом национальное освобождение из-под длани «старшего брата», быстро приобрела бандитский характер. Все более жесткой и циничной становилась их идеология.
Организация украинских националистов (ОУН) и Украинская повстанческая армия (УПА) прямо декларировали допустимость любых способов борьбы с Москвой и ее «пособниками» из числа местного населения. Только после освобождения Украины от немецко-фашистских войск от рук «борцов за независимость» погибло свыше 50 тыс. человек — военнослужащих и мирных жителей.
На территории Латвии после ухода гитлеровских частей осталось более 100 складов оружия и взрывчатки. В качестве ядра будущего сопротивления советским властям должны были выступить свыше 2500 специально обученных диверсантов. К 1945 г. в латышских формированиях, ведущих вооруженную борьбу против СССР, насчитывалось более 11 тыс. человек.
В Литве активно действовали банды из состава сформированной гитлеровцами еще в 1941—1942 гг. для борьбы с партизанами «Армии освобождения Литвы».
Сложной была обстановка и в Эстонии, тем более что только в Швеции к 1949 г. проживало около 37 тыс. эмигрантов — эстонцев, часть которых после соответствующей подготовки использовалась для заброски в СССР с целью вооруженной борьбы.
На фоне деятельности националистических движений, которая серьезно осложняла обстановку на границе, активизировали разведывательную работу спецслужбы западного блока. Для заброски агентуры наиболее часто использовались граница с Финляндией, Балтийское побережье, прикарпатский участок границы с Польшей. Все шире применялось пересечение линии границы с использованием техники — парашютного снаряжения, быстроходных катеров, подводных лодок и т.д.
Координатором разведывательной работы выступало созданное в Соединенных Штатах в 1947 г. Центральное разведывательное управление (ЦРУ). Основной целью разведывательно-подрывной деятельности спецслужб было нанесение экономического, военного и политического урона Советскому Союзу.
Экономические трудности, вызванные «холодной войной», дальнейшая бюрократизация управленческих структур, идеологическая зашоренность делали исключительно сложной задачу охраны государственной границы.
10.2. РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК
Обстановка, сложившаяся к моменту окончания войны на советской границе, требовала срочных комплексных мер по воссозданию, совершенствованию, а во многом и строительству заново системы ее охраны.
Становление системы пограничной службы в первые послевоенные годы началось с уточнения правового положения пограничных войск, рационализации управления ими. Преобразования были прямо связаны с изменениями в структуре государственного управления СССР, происшедшими сразу же после войны.
15 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял Закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров в Совет Министров СССР, а народных комиссариатов СССР — в министерства. Народный комиссариат внутренних дел был переименован в Министерство внутренних дел (МВД). На основании приказа министра внутренних дел Л.П. Берии от 15 января 1947 г. Главное управление пограничных войск было переформировано по новому штату. В его состав вошли оперативно-разведывательное, организационно-строевое, политическое управления и морской отдел. В оперативно-разведывательном управлении были образованы западный, ближневосточный, дальневосточный отделы и отдел контрольно-пропускных пунктов (КПП). Каждый отдел включал два отделения — службы и разведки. Управления пограничных округов состояли из штаба, отдела кадров, морского, разведывательного, политического, медицинского и финансового отделов.
Созданные на финальной стадии войны резервные пограничные отряды (из состава стрелковых полков), располагавшиеся у западных границ СССР, в апреле 1946 г. приказом министра внутренних дел были большей частью расформированы. Взамен на наиболее ответственных участках границы Литовского, Белорусского и Украинского пограничных округов было выставлено 56 пограничных застав второй линии, что явилось весьма своевременным шагом в условиях существования в регионе националистических вооруженных формирований и позволило более надежно перекрыть границу за счет маневра силами и средствами.
К числу коренных организационных мер этого периода относится передача в октябре 1949 г. пограничных войск из ведения Министерства внутренних дел Министерству государственной безопасности СССР, что отражало общую направленность политики советского руководства и отвечало духу «холодной войны».
Вышедшее в мае 1950 г. постановление Совета Министров СССР «Об улучшении пограничной службы и усилении охраны государственной границы СССР» восстанавливало довоенный порядок комплектования пограничных войск личным составом, то есть путем специального отбора призывного контингента. Одновременно пограничные войска, и это было положительным фактом, освободились от выполнения ряда несвойственных им функций, например от самозаготовок топлива и фуража.
В 1950 г. приказом министра государственной безопасности СССР для улучшения взаимодействия разведывательные отделы в пограничных округах и отделения в отрядах были введены в штаты штабов. После проведенных преобразований штабы пограничных округов включали отделы — разведывательный, пограничной службы, связи, оргстроевой, боевой подготовки, ряд других служб. Штабы отрядов состояли из отделений — разведывательного, пограничной службы, связи, строевой, боевой подготовки и служб.
В 1953 г. была произведена реорганизация ряда округов. Расформированию подлежали управления Закарпатского, Киргизского, Забайкальского, Сахалинского и Камчатского пограничных округов, были упразднены многие пограничные комендатуры на западной и юго-восточной границе.
К концу 1953 г. в состав пограничных войск входило 14 пограничных округов: Карело-Финский, Ленинградский, Прибалтийский, Белорусский, Украинский, Молдавский, Грузинский, Армянский, Азербайджанский, Туркестанский, Таджикский, Казахский, Дальневосточный, Тихоокеанский.
Сразу же после смерти И.В. Сталина 5 марта 1953 г. руководство страны провело ряд крупных организационных мероприятий, отразившихся и на судьбе пограничных войск. В марте 1953 г. Верховный Совет СССР принял Закон о преобразовании ряда министерств
СССР, в частности, Военное и Военно-морское министерства СССР объединялись в Министерство обороны СССР. На совместном заседании ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР было принято постановление, в соответствии с которым Министерство государственной безопасности объединялось с Министерством внутренних дел СССР. Пограничные войска автоматически перешли в подчинение Министерства внутренних дел.
Введение новой структуры управления системой охраны государственной границы создало определенные сложности в деятельности пограничных войск. Тем более что изменение порядка подчиненности совпало по времени с начатым в 1953 г. сокращением войск. Одновременно была сделана попытка изменить в сторону смягчения пограничный режим, который имел весьма жесткий характер. Однако последующие государственные решения по вопросам пограничной политики во многом перечеркивали принятые меры. Уже в октябре 1953 г. Главное управление пограничных войск вышло с ходатайством в высшие государственные органы о введении режимных ограничений на границе, которое было поддержано руководством страны. Началось восстановление запретных зон. Единственным ограничением при этом было сведение запретных зон к пределам территорий приграничных сельских Советов. Указанное положение не было, однако, характерным для границ со странами народной демократии, где дело шло к полной отмене ограничений.
Важнейшим направлением деятельности государства по строительству пограничных войск в 1946—1953 гг. было формирование кадрового состава, его обучение и воспитание. В первую очередь необходимо было подготовить командный состав, качественное состояние которого объективно ухудшилось за годы войны.
Решению проблемы комплектования войск командным составом в условиях начавшейся демобилизации армии немало способствовала возможность использовать освободившиеся кадры. Для укомплектования пограничных войск передавался прежде всего личный состав из попавших под сокращение частей и соединений Красной Армии и МВД. Сокращение Вооруженных Сил СССР позволяло привлечь к службе по охране границы командиров с фронтовым опытом в достаточном количестве. 80 процентов вновь прибывших в пограничные войска были фронтовиками, но имели весьма смутное представление о своих новых обязанностях.
Например, в Украинском пограничном округе лишь 3 процента сержантов служили ранее в пограничных войсках, то есть имели опыт пограничной службы, 65 — прибыли из войск оперативного тыла фронта, 26 — из внутренних войск, 6 процентов — из конвойных войск. По рядовому составу из пограничных войск в округ направлялось не более 2 процентов, из войск оперативного тыла фронта — 37 процентов, из внутренних войск — 12, из конвойных частей — 6 , из армейских частей — 43 процента. У большей части офицеров округа также отсутствовал опыт пограничной службы.
Для решения насущных кадровых вопросов был принят комплекс мер, включавший профессиональный отбор, организацию боевой подготовки и воспитание личного состава.
В 1946—1947 гг. весь офицерский состав войск прошел аттестацию. Она проводилась в соответствии с принятым в августе 1946 г. решением в кратчайшие сроки заместить должности комендантов участков и начальников линейных пограничных застав офицерами, знающими пограничную службу. Осуществление этой задачи заранее было обречено на неудачу. Выполнить ее не удавалось даже при условии сосредоточения подготовленных офицерских кадров на наиболее важных участках границы, как это было, например, в Украинском пограничном округе. Так, в 1946 г. 124 из 144 начальников застав данного округа имели служебный стаж всего 1—2 года.
В ходе аттестации 1946—1947 гг. по различным причинам из пограничных войск был уволен 2421 офицер. Одновременно войска пополнились 1005 офицерами из военных училищ МВД и 894 офицерами из военных училищ Министерства Вооруженных Сил СССР. Из военных академий в 1946 г. в погранвойска прибыл 31 выпускник. Все это позволило качественно изменить ситуацию. По состоянию на 1 января 1946 г. из 14 067 строевых офицеров среднего образования не имели 8531 человек, что составляло 60,6 процентов. К 1 января 1947 г. из 11 600 строевых офицеров не имели среднего образования 3845 человек, то есть уже 33,1 процента. Если к 1 января 1946 г. 36,4 процента офицеров-политработников не имели никакого военного образования, то в 1947 г. таковых осталось 17,3 процента.
Специальная подготовка офицеров для войск в 1946—1953 гг. осуществлялась в основном в восьми военных училищах — Алма-Атинском, Московском, Махачкалинском, двух Харьковских, Орджоникидзевском, Казанском и Калининградском. Указанные училища готовили средний командный, политический и технический состав.
Немалый вклад в подготовку офицеров вносили школы и курсы усовершенствования (ШУОС и КУОС). Таких школ насчитывалось четыре — Московская, Каменец-Подольская, Саратовская и Алма-Атинская.
Начальствующий состав с высшим военным общим и специальным образованием готовили Военный институт и Высшее военное морское пограничное училище.
Головным военно-учебным заведением с 1946 г. являлся созданный на основании постановления Совета Министров СССР Военный институт. Базой для его формирования явилась Высшая офицерская школа. Срок обучения в институте был установлен 4 года. Первый раз за всю свою историю пограничные войска получили возможность готовить офицерские кадры с высшим военным и специальным образованием. В 1948 г. к основному факультету добавился факультет заочного обучения. С самого начала существования института при нем действовали курсы усовершенствования, на которых проходили переподготовку руководящие кадры пограничных войск. С 1951 г. в институте начал функционировать специальный курс, преобразованный затем в факультет, на котором обучались офицеры пограничных и внутренних войск стран народной демократии. Многие слушатели института послевоенных наборов были участниками Великой Отечественной войны. В первом наборе 1946 г. обучалось шесть Героев Советского Союза.
Существенным элементом системы военного образования были суворовские военные училища в Ленинграде и Ташкенте, выпускники которых пополняли ряды курсантов военных училищ.
Послевоенную систему подготовки офицерских кадров характеризует четкая практическая направленность обучения, что диктовалось обстановкой тех лет. Однако, несмотря на настоятельную необходимость скорейшей подготовки профессионалов-пограничников, много времени обучаемых уходило на различные виды политической учебы. Более того, сразу же после войны, в 1946 г., в систему командирской подготовки были введены обязательные занятия по основам марксизма-ленинизма. При этом основное внимание уделялось изучению «Краткого курса истории ВКП(б)», идейно-теоретических трудов И.В. Сталина и его соратников. Идейно-теоретическим образованием и воспитанием личного состава руководило Политическое управление пограничных войск.
Несмотря на справедливое с образовательной точки зрения введение в планы командирской подготовки элементов философии, политической экономии и ряда других предметов, на практике гуманитарное обучение в основном сводилось к изучению и трактованию партийных документов. Большую роль при этом играли вечерние университеты марксизма-ленинизма, ставшие элементом системы учебы и воспитания офицеров. Широко распространялся опыт вечерних партийных школ.
При декларируемой необходимости делать в первую очередь упор на боевую подготовку значительное количество времени, причем во все возрастающих объемах, отводилось на партийно-политическую работу. Политическое управление войск постоянно настаивало на повышении эффективности идеологической работы, считая ее недостаточность главной причиной ошибок в деле охраны границы. Позорным для офицера стало незнание последних партийных решений, документов съездов и партийных конференций. При этом, например, в войсках Ленинградского пограничного округа на 30 декабря 1947 г. 46 процентов пропагандистских кадров, то есть тех, кто разъяснял личному составу политику партии, имели менее 7 классов образования, а у 53 процентов отсутствовала военная подготовка.
При анализе наглядно видны практические приоритеты в подготовке пограничных войск. Директива N° 55 Главного политического управления Вооруженных Сил СССР «О политико-воспитательной работе с солдатами, матросами, сержантами и старшинами Вооруженных Сил СССР», обязательная к выполнению и в пограничных войсках, пришла в округа уже в декабре 1946 г. Директива определяла задачи, формы и методы политического воспитания личного состава, устанавливала единую систему политических занятий для рядовых и сержантов, вводила централизованное планирование политической подготовки.
В марте 1947 г. ЦК ВКП(б) утвердил «Положение о политических органах армии и флота», которым руководствовались и политорганы погранвойск. 5 августа 1947 г. на основании постановления ЦК ВКП(б) приказом министра внутренних дел на пограничных заставах со штатной численностью личного состава от 41 человека и более была введена должность заместителя начальника заставы по политчасти. К этому времени в пограничных войсках уже функционировало 485 политических школ и 642 кружка по изучению истории Коммунистической партии.
21 января 1950 г. институт заместителей начальников по политической части вводится на пограничных заставах численностью не менее 11 человек. Таким образом, практически все заставы погранвойск оказались «охваченными политическим влиянием».
Весьма показательным было принятие в мае 1950 г. постановления Совета Министров СССР «Об улучшении пограничной службы и усилении охраны государственной границы», в котором эффективность деятельности пограничных войск прямо связывалась с состоянием в них идеологической работы. В целом справедливая постановка вопроса о недостатках пограничной службы носила разносный характер в выводах.
В развитие основных тезисов указанного постановления Совет Министров СССР 12 ноября 1951 г. принял постановление «О состоянии воинской дисциплины в пограничных войсках и мерах по ее укреплению», в котором в очередной раз подчеркивалось, что залог всех успехов войск — прежде всего правильно организованная идейно-воспитательная работа. Основными причинами низкой, на взгляд правительства, воинской дисциплины в ряде частей и округов были принижение роли командных кадров, слабая требовательность к подчиненным, попустительство, недостатки в политическом воспитании военнослужащих. Командиры и политработники всех степеней обязывались изменить стиль работы, укрепить единоначалие и авторитет командиров, навести уставной порядок в подразделениях. Главным в решении этих вопросов объявлялась идейная закалка и лишь потом повышение военно-теоретического уровня и методического мастерства.
Требовательность руководства партии и страны к пограничным войскам на местах оборачивалась систематическим использованием крайних мер дисциплинарного воздействия на личный состав. Основным методом воспитательной работы стал «разгон», а основным средством — аресты с содержанием на гауптвахте и прочие мероприятия. Например, во втором полугодии 1952 г. в Молдавском пограничном округе аресты составляли 85 процентов от общего числа наложенных на личный состав взысканий, в Таджикском — 83 процента, в Азербайджанском — 80 процентов. Нередко применялось коллективное наказание за проступки отдельных военнослужащих. Имели место лишения увольнения из расположения части солдат и сержантов всего подразделения на длительные сроки.
Оценивая в целом деятельность пограничных войск в послевоенный период, необходимо отметить, что, несмотря на большое количество недостатков и противоречий, вызванных прежде всего излишней идеологизацией, принимавшихся на правительственном уровне решений, в области пограничной политики было немало рационального и жизненно необходимого.
Одним из важнейших стимулов в пограничной службе являлось общественное признание полезности и почетности ратного труда воинов границы. 29 апреля 1949 г. Совет Министров СССР принял решение об учреждении нагрудного знака «Отличный пограничник». Спустя год, в июле 1950 г., Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За отличие в охране государственной границы СССР».
Важнейшим направлением пограничной политики СССР в послевоенный период было совершенствование охраны границ, в том числе и за счет привлечения к этому делу населения приграничных районов. Еще в марте 1943 г. была введена в действие «Инструкция пограничным войскам НКВД об организации и порядке привлечения местного населения пограничной полосы к охране государственной границы СССР», в соответствии с которой началось формирование из жителей приграничья бригад содействия. Деятельность этих бригад на западной границе СССР с самого начала была осложнена противодействием бандитских формирований.
Однако, несмотря на сложности, добровольные формирования постепенно получали все большее распространение. Вопрос о координации их действий с пограничными войсками обсуждался на специальном совещании в МВД в апреле 1947 г. На основании решений совещания развернулась работа по политическому воспитанию и специальной подготовке членов бригад содействия. Медикам, ветеринарам и другим специалистам войск предлагалось оказывать им необходимую помощь.
Большое внимание уделялось патриотическому воспитанию молодежи, школьников. ГУПВ всячески поддерживало создание в школах приграничных районов военизированных пограничных кружков и секций.
Применение противником по «холодной войне» все более совершенных технических средств преодоления границы и разведки приграничных районов требовало от командования пограничных войск принятия адекватных мер. Выразилось это в определении инженерно-технического обеспечения системы охраны границ в качестве приоритетного направления практической деятельности.
В первую очередь была поставлена задача совершенствования контролирующих средств. С целью их быстрейшей разработки в 1947 г. была восстановлена Центральная научно-исследовательская лаборатория (ЦНИЛ), существовавшая в предвоенные годы. Лаборатории вменялась в обязанность разработка вопросов применения новых достижений инженерной техники, связи, сигнализации и энергетики в охране границы. Одновременно ставилась задача совершенствования уже применявшихся на границе средств связи, сигнализации и наблюдения, разработки методики оборудования пограничной полосы. Одним из первых заданий лаборатории ГУПВ, например, определил селекционный отбор дикорастущих колючих кустарников для создания живых изгородей на границе.
После войны была разработана конструкция типового бетонного пограничного столба с хромированным гербом СССР. По заказу ГУПВ промышленность начала изготавливать в сборно-разборном варианте из металла наблюдательные вышки, что ускоряло их установку. Пограничные войска стали получать новые прожекторы и иную осветительную технику.
Активно создавались контрольно-следовые полосы (КСП). К 1953 г. ими были оборудованы все наиболее важные участки границы. Общая протяженность КСП составила 14 077 км, то есть почти 70 процентов сухопутного участка границы.
Еще в 1945 г. начались испытания на границе электросигнализационной системы. После усовершенствования она начала широко поступать в войска. Позднее были созданы дополнительно новые сигнализационные системы. Общая протяженность оборудованных этими средствами контроля границ составила к 1953 г. около 4 тыс. км. Были перекрыты участки 583 пограничных застав на наиболее важных направлениях.
Для обслуживания сигнализационных систем и средств связи в феврале 1953 г. в штат линейных пограничных застав были введены группы связи. В том же году в штатах пограничных отрядов появились автопрожекторные станции.
Большое внимание в послевоенные годы уделялось вооружению пограничных войск. В войска поступило новое автоматическое оружие.
Важным шагом было воссоздание в 1946 г. морских пограничных частей. В их состав вошли пограничные корабли и катера, оставшиеся в строю к моменту окончания войны. Из них были сформированы отдельные дивизионы сторожевых кораблей и катеров. Вскоре в части начали поступать более современные корабли типа «Большой охотник» и др.
Значительное внимание уделялось авиации погранвойск. Основным самолетом пограничной авиации стал Ан-2. В составе войск были сформированы новые авиационные полки и отдельные авиаэскадрильи. Уже в 1952 г. принципиально был решен вопрос об использовании в охране границы новых воздушных машин — вертолетов.
Пограничные войска в короткий срок взяли границу СССР, в том числе и на ее новых участках, под полный контроль. В сознании большинства советских людей Советский Союз представлялся неприступным бастионом, на страже границ которого бдительно стояли пограничники, умножающие «бессмертные традиции рыцаря пролетарской революции Феликса Дзержинского».
10.3. СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК
Главным направлением служебно-боевой деятельности пограничных войск в послевоенный период являлось наращивание усилий по обеспечению надежной охраны границы. Документы, составлявшие нормативно-правовую базу пограничной службы, в числе задач пограничных войск определяли: недопущение незаконного пересечения государственной границы людьми, транспортом и различными товарами, а в случае попыток нарушения границы пресечение их любыми средствами, вплоть до физического уничтожения, борьбу со шпионами и диверсантами, отражение вторжений на территорию СССР вооруженных групп, осуществление мероприятий по соблюдению пропускного режима, содействие соответствующим государственным службам контроля за использованием государственных ресурсов, в том числе и в территориальных водах, контроль за выполнением условий договоров с сопредельными государствами по вопросам границы и др.
Основным документом, регламентировавшим деятельность пограничных войск, оставалось «Положение об охране государственных границ Союза ССР», утвержденное еще 15 июня 1927 г. ВЦИК и СНК СССР. Принадлежность и порядок подчинения КПП, их предназначение и обязанности определяли «Положение о контрольно-пропускных пунктах ОГПУ» 1927 г., специальная «Инструкция о работе КПП».
Указанные документы имели ряд существенных недостатков. Они нечетко устанавливали порядок действий пограничных войск по соблюдению пропускного режима, не давали определения режима государственной границы, не разграничивали права и обязанности субъектов государственной власти СССР в деле охраны границы, недостаточно полно отражали условия применения оружия. Изменившаяся после войны обстановка на большей части советской границы настоятельно требовала новых руководящих документов.
В сложившихся условиях пограничные войска в повседневной деятельности руководствовались прежде всего приказами и распоряжениями наркома (министра) внутренних дел СССР, а с 1949 г.— МГБ СССР и ГУПВ.
Одним из первых послевоенных документов, определявшим основные направления деятельности погранвойск, стал приказ народного комиссара внутренних дел СССР «О мероприятиях по улучшению охраны государственной границы» (февраль 1946 г.). Он содержал перечень общих мероприятий, которые необходимо было провести в первоочередном порядке, особенно в отношении западного участка границы, определял степень ответственности командиров и начальников за состояние пограничной службы.
Весьма характерным было введение в приказ пункта об абсолютном недопущении нарушений государственной границы. Нарком обязывал соответствующих командиров вести преследование прорвавшихся на территорию СССР нарушителей «неотступно, с напряжением всех сил и средств, до полного их задержания». Ответственность за розыск нарушителей границы возлагалась на начальников пограничных отрядов.
Был в документе и еще один пункт, появление которого стало приметой времени. Пограничные войска обязывались усилить работу по предотвращению ухода советских граждан за кордон.
В июне 1946 г. в войска поступил приказ министра внутренних дел СССР, который дополнил пункты «Положения об охране государственных границ Союза ССР» 1927 г. в части применения оружия личным составом пограничных войск при охране государственной границы. Появление приказа было вызвано тем, что солдаты и офицеры войск, неся службу на границе, не всегда правильно применяли оружие, открывая огонь на поражение тогда, когда это не было необходимым. «Фронтовое» сознание личного состава следовало перестраивать на мирный лад.
Приказ ограничил случаи применения оружия. Оно разрешалось только при отражении вооруженного нападения или при необходимости сломить вооруженное сопротивление, в условиях явной опасности пограничникам, при попытке задержанных к побегу и невозможности воспрепятствовать этому другим путем или способом. Без предупреждения оружие можно было применять только при столкновении с вооруженными нарушителями границы. Этим же приказом определялся порядок применения оружия морскими пограничными кораблями и катерами.
Служба по охране границы в рассматриваемый период регламентировалась также направлявшимися в войска указаниями Главного управления пограничных войск. Особое внимание обращалось на организацию взаимодействия пограничных войск с представителями и подразделениями иных ведомств, чьи служебные интересы реализовывались в числе прочего и в пограничной полосе. В первую очередь речь шла о сотрудничестве с частями Советской Армии. Например, в «Инструкции о взаимоотношениях и взаимодействии Советской Армии и пограничных войск Министерства внутренних дел Союза ССР», утвержденной в сентябре 1947 г., части Советской Армии, дислоцирующиеся в 7,5-километровой пограничной полосе, обязывались участвовать в задержании нарушителей государственной границы.
Таким образом, оценивая в целом нормативно-правовую базу служебно-боевой деятельности пограничных войск в 1946—1953 гг., следует отметить, что использование в качестве базовых документов положений и инструкций довоенного времени создавало некоторые трудности, преодолевать которые приходилось при помощи уточняющих документов. Изменения обстановки на границе заставляли «на ходу» принимать решения о внесении коррективов в организацию службы по охране границы.
Ее характер и динамика в послевоенный период имели ряд особенностей, вызванных, как уже говорилось, и объективными и субъективными причинами. Прежде всего, это необходимость организовать охрану вновь присоединенных территорий. Важной особенностью было наличие в пограничной полосе западного участка границы вооруженных формирований, которые боролись против государственной власти. Кроме того, развязывание «холодной войны» обусловило укрепление границы в политическом отношении.
Указанные обстоятельства требовали дифференциации служебно-боевой деятельности пограничных войск на различных участках границы. Беспрерывно шел процесс адаптации войск к новой ситуации. Так, главной линией командования в отношении границ с капиталистическими странами было всемерное их укрепление, а также ужесточение пограничного режима.
Мероприятия по усилению охраны границы в 1946—1953 гг. в первую очередь проводились на балтийском участке, в береговой полосе Эстонской и Латвийской ССР, на иранском участке. Была усилена охрана побережья Баренцева моря, советско-турецкой границы и в целом побережья Черного моря. Особое внимание уделялось охране государственной границы с Японией.
Все это требовало поиска наиболее рациональных форм и методов служебно-боевой деятельности войск. В сентябре—октябре 1947 г. в войсках был проведен эксперимент по изменению организации несения службы по охране границы. На основании временной инструкции рекомендовалось организовывать ее составом отделения. Главной целью этого мероприятия было повышение роли младшего командного состава и усиление взаимодействия пограничных нарядов.
В инструкции предусматривался переход застав на новую организацию. При общей численности заставы в 50 человек теперь она состояла из управления, 6—7 разведывательно-поисковых отделений и отделения службы собак. Отделению для несения службы определялся участок по фронту до 1500 м и в глубину — до 500 м. При этом в дневное время оно рассредоточивалось по одному человеку на расстоянии зрительной связи. В составе отделения могли создаваться посты наблюдения и секреты.
Предлагавшаяся структура заставы была отвергнута в ходе практической проверки в войсках из-за невозможности планомерно использовать при такой организации службы средства технического контроля.
Учитывая особый режим государственной границы со странами народной демократии, командование пограничных войск обратилось в 1948 г. к министру внутренних дел СССР с предложением разрешить заставам некоторых участков западной границы высылать пограничные наряды по одному человеку. Это позволяло при необходимости увеличивать количество пограничных нарядов. Соответствующее разрешение министра внутренних дел было получено.
Усиление охраны государственной границы стало устойчивой тенденцией пограничной политики Советского Союза в послевоенные годы. Это подтверждает неуклонное увеличение плотности охраны границы. Так, в Ленинградском пограничном округе она возросла в среднем с 5,5 человек на километр в 1940 г. до 7,8 человек в 1950 г., в Литовском — соответственно с 8,7 до 9,4, в Белорусском — с 8,8 до 10,4, в Украинском — с 7,5 до 9,4, в Молдавском — с 1,3 до 4,9 человек. В Закарпатском пограничном округе в 1950 г. плотность охраны границы составила 7,8 человек на километр.
Следует отметить, что, несмотря на возрастание плотности охраны границы, в условиях постоянного повышения требований к ее надежности, пограничная служба легче не становилась. Причинами этого были оторванность застав от инфраструктуры экономических районов на большинстве участков границы, возраставший объем служебных задач, некомплект личного состава, слабая обеспеченность техническими средствами.
Основные усилия пограничных войск в 1946—1953 гг. были сосредоточены на предотвращении и пресечении нарушений государственной границы и борьбе с контрабандой. Кроме того, войска привлекались для выполнения задач по депортации населения (как это было, например, на территории присоединенной к СССР части Восточной Пруссии), участвовали в поддержании общественного порядка в приграничных районах, боролись с националистическими вооруженными формированиями.
Одним из важнейших показателей эффективности служебно-боевой деятельности пограничных войск явилось быстрое снижение количества нарушений Государственной границы СССР. В 1946 г. было задержано 19 173 нарушителя. При этом 8638 из них пытались проникнуть на территорию СССР, а 10 535 шли за кордон. В 1947 г. общее количество задержанных нарушителей составило 13 806 (в СССР — 6320, из СССР — 7486). Соотношение в пользу уходивших из СССР обусловливалось присоединением новых территорий, в ряде случаев вынужденной изоляцией родственников, а также попыткой бандформирований уйти из-под ударов армии и пограничных войск.
С изменением пограничного режима на участках границы с «братскими странами социализма», а также в связи с успешными действиями против вооруженных банд ситуация стала меняться. Наряду с резким падением общего количества нарушений изменилось и соотношение. Начиная с 1948 г. количество шедших в СССР значительно превысило количество стремившихся за его рубежи. Немало способствовало этому отселение местного населения с территории запретных зон и ужесточение превентивных мер против тех, кто «имел эмигрантские настроения». Все это позволяло систематически снижать количество нарушений государственной границы При задержании нарушителей пограничникам нередко приходилось сталкиваться с вооруженным сопротивлением. Чаще всего это происходило при проведении операций по ликвидации бандформирований и разведывательно-диверсионных групп.
24 июня 1948 г. пограничный наряд Батумского пограничного отряда в составе пограничников И. Васюхно и М. Смолянинова, следуя вдоль линии государственной границы, обнаружил следы нарушителей.
Собака взяла след и начала преследование. Обнаруженные вскоре нарушители открыли по наряду огонь. Завязалась перестрелка, в ходе которой ефрейтор Васюхно был смертельно ранен. Прибывший на подмогу пограничный наряд задержал одного из нарушителей, второй был взят утром следующего дня. 5 января 1951 г. приказом министра государственной безопасности одной из застав Грузинского пограничного округа было присвоено имя Ивана Васюхно.
Сложной была служба пограничников на советско-иранском направлении. Неоднократно пограничные наряды обстреливались с сопредельной стороны. Иранские армейские подразделения пытались захватывать отдельные участки нашей территории, угрожали расправой населению приграничных районов. Так, 19 ноября 1949 г. иранские военные обстреляли советских саперов, работавших на пограничном острове Эдди-Эвлер. В тот же день обстрелу подверглись наблюдательные вышки пограничной заставы в селении Ме- четь-Магли.
Важным направлением служебно-боевой деятельности пограничных войск оставалась борьба с контрабандой. Личный состав контрольно-пропускных пунктов бдительно пресекал любые попытки провезти через границу запрещенные предметы. Например, на ОКПП «Брест» в 1946 г. было изъято контрабанды на 2 млн. руб., большое количество оружия. С1946 по 1950 г. пограничники ОКПП «Рени» Черноморского округа задержали 290 нарушителей границы, обнаружили и изъяли контрабанды на сумму 1 млн. 300 тыс. руб.
Эффективные действия пограничников заметно снизили поток перемещаемой через границу контрабанды. Если в 1946 г. была предотвращена 321 попытка контрабанды на сумму 25 340 410 руб., то уже в 1947 г. эти показатели заметно снизились — 44 человека задержали, а стоимость контрабанды составила 14 224 301 руб. В 1953 г. было предотвращено 17 попыток провезти запрещенные предметы общей стоимостью 1 017 015 руб.
В послевоенный период в связи с усилением охраны границы особая ответственность была возложена на органы пограничного контроля в части пропуска через границу людей. При этом политизация системы пограничной охраны впрямую отразилась на динамике пропуска. Наблюдалось снижение общего количества пересекавших границу граждан. Это отражало общую тенденцию государственной политики к изоляции советского народа «от тлетворного влияния Запада». Кроме того, настойчиво насаждалась мысль о том, что чуть ли не каждый иностранец — шпион. В связи с этим ограничивался и въезд в СССР. Немалая часть служебного времени пограничников западного и северо-западного участков Государственной границы СССР в послевоенный период уходила на борьбу с националистическим подпольем.
Участие пограничных войск в борьбе с повстанческими вооруженными формированиями в западных областях Украины, Белоруссии и в Прибалтике можно условно разделить на два этапа. На первом этапе (1944—1946) главной задачей органов госбезопасности, внутренних дел и пограничных войск была ликвидация крупных вооруженных групп, и прежде всего в районах восстановленной границы.
Возглавили выполнение этой задачи органы госбезопасности и внутренних дел. Так, общее руководство борьбой с оуновским подпольем и ликвидацией вооруженных отрядов ОУН в западных областях Украины было поручено народному комиссару внутренних дел УССР комиссару госбезопасности 3 ранга Рясному, народному комиссару госбезопасности УССР комиссару госбезопасности 3 ранга Савченко и начальнику пограничных войск Украинского округа генерал-лейтенанту П.В. Бурмаку, а непосредственное руководство оперативной работой возлагалось на УНКВД — УНКГБ по Львове кой, Станиславской и Черновицкой областям Украины. Такая же система взаимодействия была создана в западных областях Белоруссии и Прибалтийских республиках.
Борьба с националистическим подпольем и его вооруженными формированиями включала в себя политические меры, оперативные мероприятия и боевые действия войск. Кроме того, осуществлялись режимные мероприятия в городах, других населенных пунктах и в районах проведения операций.
Политические мероприятия проводились прежде всего органами власти и имели целью создать негативное отношение к националистам у местного населения, разрушить социальную базу повстанческого движения. Оперативные мероприятия на границе и в приграничных районах погранвойска и органы госбезопасности осуществляли по единому плану. Эффективность этой работы выразилась, например, в том, что с августа по декабрь 1944 г. было выявлено и взято на учет только на участке Украинского пограничного округа 32 закордонных отряда численностью 8287 человек и 52 отряда, действовавших в нашей пограничной полосе, численностью 9510 человек.
Начало особо широких по размаху вооруженных выступлений относится к середине августа 1944 г., когда на освобожденной территории было объявлено о мобилизации призывных контингентов в Красную Армию.
Основной формой борьбы пограничных войск с националистическими формированиями стало проведение специальных операций по поиску и ликвидации банд одновременно на значительных пространствах с привлечением крупных сил и средств. В ряде случаев планы таких операций утверждались военными советами фронтов. Руководили операцией обычно начальники войск, созданных к этому времени пограничных округов или начальники войск по охране тыла фронтов. Так, с 22 по 27 августа 1944 г. была проведена специальная операция по очистке Рава-Русского, Угновского, Магеровского, Немировского и Яворского районов Львовской области от бандформирований ОУН — УПА. К операции под руководством начальника войск Украинского пограничного округа генерал-лейтенанта П.В. Бурмака по плану, утвержденному Военным советом фронта, были привлечены шесть пограничных полков войск по охране тыла 1-го Украинского фронта, пять сформированных пограничных отрядов войск Украинского округа и три полка (два стрелковых и один кавалерийский) Красной Армии, специально на период операции выведенные с передовой.
В ходе операции было убито 1549, захвачен 541 бандит, разрушены или сожжены укрепленные пункты, подготовленные оуновцами для ведения длительной обороны.
В ходе борьбы с бандформированиями совершенствовалась тактика действий пограничных частей, в которой просматривался ряд особенностей. Например, при попытке крупной банды прорваться со стороны нашего тыла за кордон первыми в бой с ней вступали подразделения внутренних войск или пограничного округа, расположенные на окружном рубеже. Они сдерживали продвижение бандитов к границе, активно вели разведку их сил и намерений. Пограничный отряд информировал о создавшейся обстановке командование ближайшей воинской части, усиливал охрану границы и на направлениях движения банды выдвигал свой резерв. Последний заранее занимал выгодный рубеж, строил наиболее целесообразный боевой порядок и внезапным огнем и ударом во взаимодействии с преследующими подразделениями ликвидировал банду или вынуждал ее втянуться в затяжной бой, выигрывая время для подхода основных окружных резервов.
В конце сентября 1944 г. НКВД, учтя опыт борьбы с бандформированиями, принял решение об изменении штатной структуры созданных в мае — июне этого года пограничных отрядов. Численность погранзастав была увеличена с 32 до 50, мангрупп — со 150 до 250 человек. Общая штатная численность пограничных отрядов доведена с 1630 до 1864 человек. Каждый отряд имел 20 линейных и 4 резервные заставы, которые были сведены в четыре пограничные комендатуры. Отряды получили автотранспорт, что значительно повысило маневренность их подразделений.
Принимались меры по улучшению боевой выучки войск, повышению бдительности личного состава. В западных пограничных округах со всеми офицерами, прибывшими на пополнение отрядов после окончания училищ, проводились полуторамесячные сборы. На них специально рассматривались вопросы организации и ведения борьбы с бандами. С офицерами штабов регулярно проводились штабные тренировки.
Опыт пограничников по борьбе с вооруженными бандами, накопленный на завершающем этапе войны, умело использовался во второй половине 40 — начале 50-х гг.
Основными способами действий войск при проведении специальных операций являлись блокирование, прикрытие наиболее вероятных направлений движения банды, поиск или прочесывание местности в блокированном районе, окружение, атака и преследование. Во всех случаях войсковым действиям предшествовали агентурно-разведывательные мероприятия, проводимые органами госбезопасности.
Пограничные войска, охранявшие восстановленную западную границу, вели борьбу с бандформированиями (оперировавшими как в наших тылах, так и в тылах сопредельных государств, особенно на территории Польши) во взаимодействии с внутренними войсками, а также с тыловыми частями фронтов и военными комендатурами, выставленными на освобожденных территориях, а когда возникала необходимость, то и с пехотными частями Войска Польского. Последнее вызывалось тем, что банды, действовавшие на территории Польши, нередко совершали набеги на советскую территорию и, наоборот, чтобы уйти из-под удара наших войск, скрывались в Польшу. В ряде случаев они с польской территории обстреливали советских пограничников и местных жителей, нападали на эшелоны, автоколонны.
Тесное взаимодействие между советскими пограничниками и польскими войсками способствовало успешной борьбе с бандами в приграничных районах СССР и на территории Польши. В октябре— декабре 1944 г. и в течение 1945 г. на территории в приграничных районах Польши против участков 90, 2, 88, 89 и 93-го погранотрядов было проведено более 20 совместных специальных операций.
В сентябре—декабре 1944 г. войска Украинского округа осуществили 476 специальных боевых операций, из них 123 — против крупных подразделений УПА. К проведению 37 из этих операций привлекались по два-три пограничных отряда, части внутренних войск, а ряд операций был проведен на территории Польши совместно с польскими частями. В ходе операций было убито, ранено и задержано 11 240 человек.
Войска Прикарпатского пограничного округа с октября 1944 г. по февраль 1945 г. провели 158 специальных боевых операций, в ходе которых было уничтожено 5544 и задержано 2980 человек.
В 1944 г. в Литовском округе было успешно проведено 65 таких операций, ряд из них характеризовался широким размахом. Так, в декабре в операции, длившейся 12 суток и проходившей под руководством генерал-майора М.С. Бычковского, принимали участие два пограничных отряда и два стрелковых полка внутренних войск. В ходе ее было разгромлено 15 националистических групп, убито 284 и захвачено до 800 человек.
В специальных боевых операциях по ликвидации крупных формирований противника участвовала авиация. Самолеты выполняли самые разнообразные задачи: вели воздушную разведку, наводили пограничные подразделения на обнаруженных бандитов, высаживали авиадесанты в район операции, бомбовыми ударами и огнем пулеметов содействовали уничтожению банд, выбрасывали заслоны на путях их отхода. За первое полугодие 1945 г. летчики-пограничники Украинского погранокруга обнаружили расположение 13 банд. В 1946 г. с помощью воздушной разведки на участках Украинского и Прикарпатского погранокругов было обнаружено 19 бандгрупп.
К 1946 г. основные силы националистов были разбиты. Только в 1945 г. было ликвидировано 250 банд, в боях уничтожен 10 121, ранено 552 и задержано 17 612 человек.
Потеряв возможность действовать крупными силами, повстанцы начали менять тактику, все более конспирируя свои организации, переходя к действиям небольшими группами. Однако личный состав пограничных войск и органов НКВД, умело используя приобретенный опыт, успешно продолжал борьбу с подпольем. Так, в 1946 г. на территории Станиславской области Украины было ликвидировано более 90 бандитских групп и 184 оуновские организации, в Львовской области — 98 вооруженных групп и организаций. Успешными были действия и на территории Прибалтики. 7 июля 1945 г. в лесном массиве Вейверской области Литвы пограничники разгромили штаб бригады формирования «Железный волк», уничтожили две боевые группы. 24 июля 1946 г. маневренная группа войск в ходе операции ликвидировала вооруженную группу «Жальгирис». При этом пограничники не имели потерь.
В 1947—1951 гг. борьба против националистических движений продолжалась, однако теперь это были уже мелкие бандитские группы и глубоко ушедшие в подполье организации. С конца 1947 г. бандформирования редко позволяли себе появляться вблизи границы. На Украине чаще всего пограничники задерживали бандеровцев, шедших от центрального провода ОУН из-за рубежа с заданиями подполью. В 1948—1949 гг. бандиты действовали зачастую группами в 2—3 человека, нередко и в одиночку. За 5 месяцев 1948 г. пограничные части Украинского округа 11 раз вступали в бой с бандформированиями. Было убито, ранено и задержано 19 человек. Потери пограничников составили 3 человека убитыми и 5 ранеными.
В целом к 1953 г. борьба с националистическим подпольем была завершена. В 1947—1953 гг. пограничники обезвредили 688 бандитов, 35 агентов иностранных разведок, захватили 51 ручной и 11 станковых пулеметов, 935 винтовок и автоматов, 100 пистолетов и револьверов.
В борьбе с бандитами и диверсантами пограничники проявляли мужество и героизм. За сухими строчками приказов министров нередко вставала полная драматизма и опасностей служба воинов границы: «Рядовой заставы пограничного отряда МГБ Украинского округа ефрейтор А.Ф. Лепилов, выполняя задание по ликвидации банды, проявил смелые и решительные действия. В неравном бою с бандитами ефрейтор Лепилов, будучи дважды ранен, настиг преступников и уничтожил их. Приказываю наградить ефрейтора Лепилова Анатолия Филипповича именными часами с надписью: «За отличную охрану границы от МГБ СССР. Министр государственной безопасности Союза ССР».
В феврале 1948 г. приказом министра внутренних дел СССР была отмечена группа пограничников. «10 февраля 1948 г. на участке пограничного отряда в селе Грушатичи (17 км от границы) группа совпартработников подверглась нападению со стороны двух вооруженных бандитов. Для оказания помощи и розыска бандитов была выделена поисковая группа. Находившиеся в составе группы младший лейтенант Иващенко, ефрейтор Богаев и солдат Васильев, несмотря на холод и снег, сняв мешавшие быстрому перемещению шинели и сапоги, преследовали бандитов на расстоянии 8 км. Бандиты 12 раз останавливались, обстреливали преследующих пограничников из засад. Однако пограничники, невзирая на мороз и снег, раздетые и босые, продолжали преследование. В результате энергичного и настойчивого преследования, смелых и решительных действий этих товарищей бандиты были ими настигнуты и уничтожены» .
Большое участие пограничники принимали и в охране общественного порядка. На основании директивы министра внутренних дел № 281 от 29 ноября 1946 г. они совместно с местными органами МВД боролись с уголовной преступностью и хулиганством. Только за десять дней (с 10 по 20 марта 1947 г.) патрули пограничных войск в городах и крупных населенных пунктах задержали и передали органам МВД 272 человека, в том числе 4 грабителя, 52 нарушителя пограничного режима, 125 нарушителей паспортного режима. В декабре 1947 г. ими было задержано за различные правонарушения более 700 человек.
Морские части пограничных войск в числе прочих задач наращивали усилия по экономической защите советских территориальных вод. Организации этой работы способствовало поступление в войска новых быстроходных судов.
Особенно важным в указанном отношении участком советских морских границ были дальневосточные территориальные воды, где сопредельные государства пытались вести хищническую добычу рыбы и морепродуктов. Так, например, 2 и 3 июня 1952 г. в проливе Лаперуза пограничники задержали две японские рыболовецкие шхуны с 15 т рыбы. Учитывая складывавшуюся обстановку, Главное управление пограничных войск уделяло постоянное внимание обеспечению морских частей, совершенствованию тактики их действий.
По праву высоко оценивало руководство страны служебно-боевую деятельность пограничных войск. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1951 г. за успешное выполнение задач по охране границы ордена Красного Знамени были удостоены Сортавальский, Пришибский, Бахарденский, Памирский пограничные отряды и Кувшиносалмский отряд пограничных кораблей. Этим же указом орденами и медалями были награждены многие солдаты, сержанты, офицеры и генералы пограничных войск, в том числе 14 пограничников — орденом Ленина, 119 — орденом Красного Знамени, 703 — орденом Отечественной войны I и II степени, 567 — орденом Красной Звезды. 1874 солдатам, сержантам и офицерам были вручены медали Советского Союза.
Таким образом, в 1946—1953 гг. эффективность служебно-боевой деятельности пограничных войск неуклонно возрастала. Снизилось общее количество нарушителей границы, был поставлен прочный заслон на пути контрабанды, усиливалась работа по охране экономических интересов государства в территориальных водах. Этому способствовало поступление в войска новой техники и вооружения, сосредоточение пограничников на выполнении собственных функциональных задач, качественные перемены в кадровом составе войск. В практику входили новые формы и способы охраны границы.