МОРСКАЯ ПОГРАНИЧНАЯ ОХРАНА

28 мая День пограничника отмечают и военные моряки береговой охраны погранвойск. Как уже говорилось выше, создание морчастей погранвойск в послереволюционный период относится к концу 1923 г. Начало их возрождения было положено формированием на Балтике, Псковском и Чудском озерах Финско — Ладожской флотилии под руководством капитана I ранга М. В. Иванова. Однако в процессе первой навигации первоначальная организация береговой охраны показала свою несостоятельность из-за малочисленности судового состава и надежных средств управления и связи. В 1924 г. приказом ОГПУ пограничные отряды и флотилии расформировываются, и на их основе создаются морские базы. Личный состав баз был прикреплен к пограничным отрядам. Такая реорганизация дала возможность для более тесного взаимодействия между сухопутными и морскими силами погранвойск.

На Баренцевом море первыми кораблями погранвойск стали мотоботы «Касатка», а чуть позже в распоряжение морских пограничников поступили суда ПС – 1 «Нептун» и ПС – 2 «Ярославна», ранее входившие во флотилию Северного Ледовитого океана.

Позже «Ярославна» была переименована в сторожевой корабль «Воровской», который был передан Дальневосточному погранокругу, морская граница которого в то время была наиболее уязвимой из-за значительной удаленности от центра, и, как следствие, сложности с централизованным обеспечением. Для решения этой проблемы Представительством ОГПУ в Дальневосточном крае было принято решение о пополнении кораблей морчастей погранвойск за счет арестованных плавсредств и приобретении новых на средства, полученные при реализации задержанных контрабандных товаров. Таким образом, удалось обеспечить пограничную охрану морского побережья в зоне наиболее активной деятельности контрабандистов. Несколько лучше по составу кораблей обстояла ситуация на южной и европейской границах СССР. Всего к 1927 г морчасти погранвойск СССР насчитывали немногим больше ста судов, прикрепленные к 14 морским базам и одной речной (в Хабаровске).

К весне 1935 г. произошла новая реорганизация морчастей погранвойск, в результате которой морские базы погранокругов стали пограничными отрядами, в которые входили как судовой состав, так и береговые подразделения. Вместе с этим ступили в строй новые сторожевые корабли и катера, что значительно повысило охрану водных границ СССР, протяженность которых к тому времени составляла порядка сорока тысяч километров. Так же были открыты четыре школы, специализировавшиеся на подготовке специалистов и младшего командного состава для морчастей погранвойск, а в 1940 г. в Ленинграде открылось Военно — морское пограничное училище.

Следующая реорганизация морчастей погранвойск НКВД относится к 1939 г. В этот раз в ее ходе произошло объединение разрозненных по отдельным пограничным отрядам катеров и сторожевых кораблей в отряды пограничных судов, которые стали подчиняться командованию пограничных округов. К 1941 году морские погранвойска включали в себя четыре дивизиона и восемь отрядов пограничных судов (всего 368 единиц). С началом Великой Отечественной войны морчасти погранвойск были переданы под командование ВМФ, и принимали участие в боевых действиях в его составе. Исключение составили Дальневосточные погранотряды, на территории которых была весьма тяжелая оперативная обстановка из-за постоянного вторжения в территориальные воды СССР японских военных кораблей. Кроме этого, значительную угрозу представляли японские военные самолеты. После начала в августе 1945 г. войны с Японией корабли морчастей погранвойск совместно с кораблями Тихоокеанского ВМФ принимали участие в боевых действиях и сопровождали транспортные караваны.

Начиная с 1944 г. в морчасти погранвойск начинается возвращение переданных ранее кораблей, кроме того, большинство погранотрядов комплектуется дополнительными судами. В 1947 г. принимается Программа строительства кораблей для полной комплектации ими воссозданных морских погранотрядов. Знаменательным событием 50 — х годов прошлого века был первый в истории переход Северным морским путем шести пограничных сторожевых кораблей из Баренцева моря в Тихий океан.

В 1957 году морчасти погранвойск вместе с остальными пограничными частями переходят в подчинение КГБ СССР, и к шестидесятому году происходит замена катеров и кораблей военного времени на более современные. С 1994 года морские погранвойска подчиняются управлению ФПС, а с 2003 г – ФСБ РФ.

В настоящее время Береговая охрана России – это быстроходные сторожевые и посыльные корабли и катера водоизмещением от десяти до двухсот тонн, оснащенные сложнейшим оборудованием обнаружения и слежения.