ЭКСКУРСИЯ ПОГРАНИЧНОГО КАДЕТСКОГО КЛАССА В МУЗЕЙ

 

23 ноября 2017 года для пограничного 6 «А» класса МБОУ «Кадетская школа-интернат» была проведена экскурсия в музей истории и трудовой славы Нижегородского авиастроительного завода (НАЗ) «Сокол» (сначала завод назывался — авиационный завод № 21, затем ГАЗИСО — Горьковский авиационный завод имени Серго Орджоникидзе). В настоящее время НАЗ «Сокол» (филиал Российской самолетостроительной корпорации «МиГ») — это одно из крупнейших предприятий авиапрома России.

            Музей находится на территории режимного предприятия, поэтому экскурсии проводятся по коллективным предварительным заявкам, фотографирование разрешено только в здании музея.

            Экскурсию подготовили Председатель Нижегородской областной общественной организации ветеранов (НОООВ) «Нижегородский пограничник» Андрей Владиславович Петров, секретарь НОООВ Валентина Константиновна Бармина, член Совета НОООВ Владимир Александрович Кондрашов. Проведение экскурсии обеспечили представители НОООВ «Нижегородский пограничник» Владимир Александрович Кондрашов и Валентина Кирилловна Уткина, а также представители МБОУ «Кадетская школа-интернат» классный руководитель 6 «А» Светлана Александровна Коржавина и воспитатель Эдуард Петрович Мытник.

            Заказной автобус доставил школьников от кадетской школы до места проведения экскурсии. Выполнение всех установленных правил перевозки — залог безопасности перевозки школьников. Безопасность перевозки школьников обеспечил водитель Николай Мартынович Беляев.

            Представитель музея НАЗ «Сокол» Вадим Вячеславович Софронов начал экскурсию с показа расположенных на территории завода истребителей МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31 и легендарного самолета Великой Отечественной войны Ла-5ФН. Мороз и ветер очень наглядно показали ребятам, как сложно обслуживать самолеты зимой. Поэтому особый интерес вызвало продолжение экскурсии внутри теплого здания Музея истории и трудовой славы завода.

            История НАЗ «Сокол» — это история развития отечественной истребительной авиации. Завод производил авиационную технику, разработанную в опытно-конструкторских бюро выдающихся советских авиаконструкторов Н.Н. Поликарпова, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, А.С. Яковлева, В.М. Мясищева. Всего на заводе было изготовлено более 43500 самолетов.

            В мае 1930 года был заложен фундамент первого корпуса завода, в феврале 1932 года были готовы первые четыре цеха. В 1932-1934 гг. на заводе изготовили 660 истребителей И-5 конструкции Н.Н. Поликарпова, что составило 82,3% от общего количества выпущенных истребителей этого типа.

Большой интерес у школьников вызвала модель истребителя И-5.

            В апреле 1934 года завод начал производство истребителей И-16 конструкции Н.Н. Поликарпова, первые образцы этого самолета испытывал шеф-пилот завода В.П. Чкалов.

            В 1940 году на заводе начато производство цельнодеревянных истребителей ЛаГГ-3 конструкции С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова. Ребята с удивлением узнали, что самолеты делали из дельта-древесины (пропитанных специальными смолами и прессованных слоев древесного шпона).

            С первых дней Великой Отечественной войны завод перешел на круглосуточный график работы, смена длилась по 12-14 часов, часто работники завода целыми сутками не выходили из цехов. Кадеты впервые увидели настоящую ручную сирену и реально ощутили ноющий сигнал воздушной тревоги.

            В ноябре 1941 года главным конструктором завода был назначен Семен Алексеевич Лавочкин. К концу 1941 года завод выпускал в сутки до 24 самолетов – это 38% выпуска всех истребителей в СССР.

            Конструкторы, инженеры, технологи и рабочие завода в неимоверно тяжелых условиях войны совершили трудовой подвиг — постоянно увеличивая выпуск самолетов, завод освоил производство принципиально новых истребителей ЛА-5 и ЛА-7. В 1942 году начат выпуск истребителей Ла-5, в конце 1943 года начат выпуск истребителей Ла-7. Всего за 1941-1945 годы завод выпустил 19202 самолета — каждый третий отечественный истребитель дали фронту горьковчане.

            Кадеты узнали, что из их ровесников — эвакуированных из блокадного Ленинграда 12-14-летних ребят — создавались фронтовые бригады, которые монтировали электрощиты и кабели для самолетов. Так руководство завода смогло подкормить истощенных подростков — в жестоких условиях военного времени нормы выдачи продуктов по карточке рабочего оборонного завода значительно превышали нормы выдачи продуктов для детей. Подростки фронтовых бригад постоянно перевыполняли нормы и работали без брака. А чтобы ребята доставали до рассчитанных на взрослых верстаков, были сделаны специальные скамейки. Вот в каких условиях в тылу создавалось оружие Победы!

            В музее представлена модель истребителя ЛА-7, на котором воевал трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб. ЛА-7 был признан одним из лучших истребителей периода второй мировой войны.

            21 июня 1943 года главному конструктору завода С.А. Лавочкину за выдающиеся заслуги в создании новых конструкций самолетов присвоено звание Героя Социалистического Труда. За период войны коллективу завода 25 раз вручалось переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, которое в 1946 году передали заводу на вечное хранение. За самоотверженный труд в 1941-1945 годах 587 работников завода были награждены орденами и медалями СССР.

            Школьники узнали, как в послевоенные годы на заводе создавались реактивные истребители: в 1948 году начат выпуск реактивных истребителей Ла-15 конструкции С.А. Лавочкина; с 1949 года по настоящее время выпускались и модернизируются истребители конструкции А.И. Микояна (МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-31, МиГ-29). Коллектив завода и в мирное время совершал трудовые подвиги —  освоено производство принципиально новых реактивных истребителей: от дозвуковых Л-15, Миг-15, МиГ-17 (в их конструкции использовались материалы из сплавов алюминия) до сверхзвуковых Миг-31 и Миг-29 (в их конструкции использовались композитные материалы и сплавы из титана).

            С особым интересом кадеты знакомились с устройством и оборудованием кабины современного истребителя, с катапультируемым креслом пилота. Подростки могли попробовать себя в управлении тягой двигателей современного истребителя, надеть защитный гермошлем и сесть в катапультируемое кресло (катапультируемое кресло пилота современного истребителя для них пока великовато!).

            В конференц-зале музея кадеты ознакомились с наградами завода и его работников. Награды завода: два ордена Ленина (1936 г, 1970 г), орден Октябрьской Революции (1982 г), орден Трудового Красного Знамени (1941 г). Среди работников завода 15 Героев Советского Союза и России, 5 Героев Социалистического Труда, более 30 лауреатов государственных премий, 2192 человек награждены орденами и медалями.

            Неразрывная связь поколений проявляется в том, что в настоящее время в летно-испытательном комплексе Нижегородского самолетостроительного завода «Сокол» трудится дедушка кадета пограничного 6 «А» класса МБОУ «Кадетская школа-интернат» Егора Чапанова.

            Экскурсия завершилась показом видеофильма о самолетах, созданных в Российской самолетостроительной корпорации «МиГ». На проходной завода кадеты и сопровождающие их представители НОООВ «Нижегородский пограничник» и МБОУ «Кадетская школа-интернат» поблагодарили Вадима Вячеславовича Софронова за интересную и познавательную экскурсию.

            Наш автобус уже ждал ребят на стоянке около завода и доставил всех в кадетскую школу. Новые впечатления и знания помогут школьникам в изучении истории России.

            Кадеты пограничного класса и преподаватели МБОУ «Кадетская школа-интернат» благодарят Нижегородскую областную общественную организацию «Нижегородский пограничник» за интересную экскурсию.

 

Член Совета НОООВ «Нижегородский пограничник»     В.А. Кондрашов

Фото Кондрашова В.А.